Оценка бизнеса

Оценка бизнеса осуществляется на основании Закона РУз «Об оценочной деятельности» и в соответствии с требованиями Национального Стандарта Оценки Имущества (НСОИ) №9 «Оценка стоимости бизнеса».

Под бизнесом (предприятием) понимается коммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность.

Основными целями оценки бизнеса или доли собственности в нем, при которых определяется рыночная стоимость объекта оценки, являются:

купля-продажа действующего предприятия или доли собственности в предприятии;

принятие управленческих решений;

реструктуризация (слияние, поглощение, разделение, выделе­ние);

выкуп собственных акций предприятием;

внесение пакета акций в уставной фонд другой организации.

Исходная информация для проведения оценки бизнеса должна содержать:

1. Полное наименование объекта оценки

2. Цель и назначение оценки

3. Полное наименование и реквизиты предприятия

4. Копии учредительных документов

5. Данные бухгалтерской отчетности за последние 5 лет (или возможное количество предшествующих периодов) и квартальные финансовые отчеты, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчеты  о движениях основных средств и отчет о денежных потоках (формы 1-4).

6. Структура уставного капитала

7. Инвентарные списки имущества (для объектов недвижимости – кадастровая документация).

8. Сумма налоговых выплат за последние 2 года (с указанием ставок налогообложения).

9. Пояснения по наиболее важным счетам баланса (расшифровать какие конкретно ресурсы и потенциальные доходы они отражают):

- основные средства (наименование, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная балансовая стоимость, начисленная амортизация, месторасположение, существующее использование);

- нематериальные активы (расшифровать);

- долгосрочные инвестиции (расшифровать);

- ценные бумаги (расшифровать);

- паи, акции и облигации других организаций (расшифровать);

- прочие долгосрочные активы (расшифровать);

- запасы;

- дебиторская задолженность, в том числе просроченная и безнадежная;

- прочие текущие активы;

- обязательства.

10. Схемы расположения основных объектов.

11. Объем продаж: данные по выпускаемой продукции (работах, услугах) за последние 5 лет и прогноз продаж (объем продаж, цена продажи) на ближайшие 5 лет.

12. Информация о ценах, по которым товар (услуги) продается на внутреннем рынке, а также по экспортным ценам.

13. Справка о затратах, относимых на себестоимость и прочие затраты (расшифровать).

14. Условия конкуренции в отрасли.

15. Спрос на производимую продукцию (услуги).

16. Ожидаемые темпы роста/падения цен на данную продукцию (услуги).

17. Численность и качественный состав работников предприятия и реальная занятость промышленно-производственного персонала (оценка).

18. Степень загрузки производственных мощностей (оценка).

19. Рекламная деятельность (каталоги, рекламные буклеты, прайс-листы оцениваемой компании и т.п.).

20. Будущие инвестиции в основные активы.

21. Прогноз развития производственных мощностей.

22. Информация о наличии дочерних компаний, филиалов, отделений (финансовая документация по ним).

23. Ознакомление с договорами аренды.

24. Ознакомление с протоколами собрания учредителей по вопросам стратегического развития предприятия.

25. Ознакомление с договорами купли-продажи (крупные сделки).

26. Ознакомление с трудовыми договорами.

27. Объекты социальной сферы на балансе предприятия (перечислить).

28. Информация о рынках сбыта

- сведения об объеме производства конкурирующего товара (услуг) в натуральном и стоимостном выражении, их доля в общем объеме отечественного рынка;

- объем экспорта конкурирующих товаров (услуг), перечень основных отечественных импортеров данного вида товара.

Предоставляемая исходная информация должна быть заверена печатью и подписью руководства предприятия и в этом случае считается достоверной.

В зависимости от цели оценки и особенностей объекта оценки, оценщик может расширить перечень исходной информации или запросить необходимую информацию в процессе проведения оценки.