Оценка бизнеса осуществляется на основании Закона РУз «Об оценочной деятельности» и в соответствии с требованиями Национального Стандарта Оценки Имущества (НСОИ) №9 «Оценка стоимости бизнеса».
Под бизнесом (предприятием) понимается коммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность.
Основными целями оценки бизнеса или доли собственности в нем, при которых определяется рыночная стоимость объекта оценки, являются:
купля-продажа действующего предприятия или доли собственности в предприятии;
принятие управленческих решений;
реструктуризация (слияние, поглощение, разделение, выделение);
выкуп собственных акций предприятием;
внесение пакета акций в уставной фонд другой организации.
Исходная информация для проведения оценки бизнеса должна содержать:
1. Полное наименование объекта оценки
2. Цель и назначение оценки
3. Полное наименование и реквизиты предприятия
4. Копии учредительных документов
5. Данные бухгалтерской отчетности за последние 5 лет (или возможное количество предшествующих периодов) и квартальные финансовые отчеты, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчеты о движениях основных средств и отчет о денежных потоках (формы 1-4).
6. Структура уставного капитала
7. Инвентарные списки имущества (для объектов недвижимости – кадастровая документация).
8. Сумма налоговых выплат за последние 2 года (с указанием ставок налогообложения).
9. Пояснения по наиболее важным счетам баланса (расшифровать какие конкретно ресурсы и потенциальные доходы они отражают):
- основные средства (наименование, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная балансовая стоимость, начисленная амортизация, месторасположение, существующее использование);
- нематериальные активы (расшифровать);
- долгосрочные инвестиции (расшифровать);
- ценные бумаги (расшифровать);
- паи, акции и облигации других организаций (расшифровать);
- прочие долгосрочные активы (расшифровать);
- запасы;
- дебиторская задолженность, в том числе просроченная и безнадежная;
- прочие текущие активы;
- обязательства.
10. Схемы расположения основных объектов.
11. Объем продаж: данные по выпускаемой продукции (работах, услугах) за последние 5 лет и прогноз продаж (объем продаж, цена продажи) на ближайшие 5 лет.
12. Информация о ценах, по которым товар (услуги) продается на внутреннем рынке, а также по экспортным ценам.
13. Справка о затратах, относимых на себестоимость и прочие затраты (расшифровать).
14. Условия конкуренции в отрасли.
15. Спрос на производимую продукцию (услуги).
16. Ожидаемые темпы роста/падения цен на данную продукцию (услуги).
17. Численность и качественный состав работников предприятия и реальная занятость промышленно-производственного персонала (оценка).
18. Степень загрузки производственных мощностей (оценка).
19. Рекламная деятельность (каталоги, рекламные буклеты, прайс-листы оцениваемой компании и т.п.).
20. Будущие инвестиции в основные активы.
21. Прогноз развития производственных мощностей.
22. Информация о наличии дочерних компаний, филиалов, отделений (финансовая документация по ним).
23. Ознакомление с договорами аренды.
24. Ознакомление с протоколами собрания учредителей по вопросам стратегического развития предприятия.
25. Ознакомление с договорами купли-продажи (крупные сделки).
26. Ознакомление с трудовыми договорами.
27. Объекты социальной сферы на балансе предприятия (перечислить).
28. Информация о рынках сбыта
- сведения об объеме производства конкурирующего товара (услуг) в натуральном и стоимостном выражении, их доля в общем объеме отечественного рынка;
- объем экспорта конкурирующих товаров (услуг), перечень основных отечественных импортеров данного вида товара.
Предоставляемая исходная информация должна быть заверена печатью и подписью руководства предприятия и в этом случае считается достоверной.
В зависимости от цели оценки и особенностей объекта оценки, оценщик может расширить перечень исходной информации или запросить необходимую информацию в процессе проведения оценки.